Главная страница История фабрики Классические модели Акустические модели

Что такое CREMONA и что такое STRUNAL

Гитара Cremona - это не просто гитара. В позднем СССР это был собирательный термин для обозначения всякой приличной серийной гитары, произведенной за рубежом, но в пределах соц.лагеря. Испанские и американские гитары за железный занавес практически не попадали. А в Китае еще совершали большой скачок, и про гитары ничего не знали. В те годы в Чехословакии, в городе Любы построили большую фабрику, которая должна была удовлетворять трудящихся от Одера до Амура.

  Классические моделиАкустические модели  

Старая Cremona

Фабрику построили не на пустом месте. В Любы и окрестностях мастера делали смычковые инструменты еще с начала 19 века. Cremona - это чешский аналог подмосковного Шихова, история очень похожая, там тоже исторически мастерили народные инструменты и гитары. Шихово находится вблизи Звенигорода, "подмосковной Швейцарии". А Любы - неподалеку от курорта Карловы Вары.

На этом сходство в общем заканчивается. Любы - это самый запад Чехии, почти Германия. Поэтому знаменитая немецкая пунктуальность и основательность читаются в продукции Cremona так же ясно, как известные русские свойства - в шиховских гитарах. С поправкой на фабричные технологии, конечно...

Над чехами не довлела русская 7-струнная традиция. Русская 7-струнка имеет характерные приметы: гриф на винте, схема Шерцера под декой, ширина грифа около 50мм. Все советские музыкальные фабрики до конца 80-х производили только 7-струнки. В какой-то момент оттуда сняли 7-й колок, пересверлили подставку под 6 струн и назвали 6-стрункой. Однако полученный мутант не был похож ни на классическую испанскую гитару (с широким грифом, под синтетические струны), ни на американский дредноут. А гитарная мода 70-х настойчиво требовала "западные" 6-струнки, чтобы играть Битлз и Роллинг Стоунз...

Старая Cremona

Чешская Cremona изначально производила "западные" типы гитар. В основном это были несложные версии испанских гитар с использованием местных доступных пород дерева. Первоначально под декой была схема Шерцера, позднее появился веер, как на "настоящих" испанцах. Грифы кленовые или буковые, накладки и подставки из бука. Корпус делали из клееной кленовой или буковой фанеры, деку - из ламината с покрытием еловым шпоном. Гриф вклейной на шипе. Гитары покрывали лаком НЦ, накладки немного тонировали. В целом конструкция была тяжелой, но очень живучей. Она прилично играла с синтетическими струнами. А прочность ее была настолько "с запасом", что позволяла подолгу выносить металлические струны. Это ее свойство взрастило целое поколение советских гитаристов, привыкших к сочетанию широкого классического грифа и металлических струн.

Кроме классических моделей, Cremona производила и акустики с узким грифом, похожие на дредноуты, их было намного меньше. Все же в истории Cremona - это классическая гитара.

Все резко переменилось в начале 90-х, с распадом СЭВ. Рынок на Востоке фактически схлопнулся. Название Cremona немедленно отобрали соседи-итальянцы. Cremona - название итальянской провинции, знаменитой своими скрипичными мастерами. Поэтому делать в Чехии инструменты Cremona, это все равно что делать Бордо под Волоколамском... Фабрика сменила название на Strunal и была приватизирована в виде АО, причем львиная доля акций оказалась в руках прежнего начальства. Коренное отличие от Шихова здесь, что вместо того, чтобы продать свои доли и купить недвижимость на Кипре, владельцы занялись реконструкцией фабрики. Появилось новое западное оборудование. Класс производства существенно вырос. Гитары получили массивные деки из канадского кедра, палисандровые накладки, полиуретановое лаковое покрытие. Они стали неплохо играть в своем классе, потеснив начальные испанские модели.

Старая Cremona

Продукция Strunal существенно отличается от старой Cremona. Все классические модели - с веером под декой. Гриф теперь не вклеивают на шип, его фиксируют на шпонках. Это упрощает конструкцию гитары и даже улучшает ее ремонтопригодность. Но автоматически исключает использование металлических струн. Современный Strunal точнее и звучнее, но куда менее живуч, чем прежняя Cremona. Хотя степень добротности по-прежнему очень высокая. Материал хорошо выдержан, технологии соблюдаются. А современные грифы из махагони менее капризны, чем были буковые...

Strunal - это лучше или хуже, чем Cremona? Место и руки в общем одинаковые. Cremona была надежна, но небогата звучанием. Strunal - это современные гитары европейского качества. Вполне конкурентноспособные на фоне испанских брендов и заметно превосходящие равноценные азиатские.

По ссылке вы можете увидеть прежний текст статьи на этом сайте. За 5 лет его украли десятки гитарных магазинов и повесили на своих сайтах. Если люди поленились написать даже такой нехитрый текст, это ярко характеризует их отношение к своей работе и своим покупателям...

каталог ссылок TopList Яндекс цитирования Rambler's Top100